Who is John Galt?

Everyone has a freedom and power inside of them.

Трилогия Айн Рид, которую я мучая почти год так и не смогла осилить и продвинуться дальше средины первой книги, наконец, проникла в мой разум, пусть и не совсем правильным путём. Прежде всего, сторонником данной позиции я являюсь и сейчас, лучше читать книги, а не смотреть только их экранизации, хотя всегда есть исключения, которые получаются иногда даже лучше оригиналов. Но решив хоть как-то продвинуться в теме Атланта, посмотрев все три фильма, (которые, 0-0 как оказалось, отличаются не только составом актеров, меняющимся от фильма к фильму), мне просто пришлось искать в тексте непонятные мне магические моменты объяснявшие само по себе появление тех или иных “волшебных кадров” (например: с самолетом или двигателем…), и, конечно же, прочитать речь Джона Галта, потратив на это достаточно времени: вникая, думая, рассуждая о многих вещах и окружающей нас реальности. Думаю, что ни один фильм не сможет передать тех чувств, эмоций, а главное мыслей, которые передаёт нам автор, через её героев посредсвтом книги, писавшейся годами.

Так кто такой Джон Галт?

“Они тоже чувствовали, как что-то исчезает из мира. Может, поэтому они и начали произносить эту фразу всякий раз, когда захлебывались безнадежностью… Когда я слышу, как все повторяют этот вопрос, мне становится страшно. ”

«Атланты», держатели главных движущих сил человечества: производства, созидания и творчества, кто они для нас? Через главных героев книги автор пытается донести до нас свои идеи и мысли. Пытается обличить власть, которая стремится лишь присваивать себе достижения «Атлантов». И в её вымышленном мире, немножко сумасшедшем, как и наш с вами, который лишь не многим отличается от того, который ей кажется возможным, «Атланты расправляют плечи», тем самым приводя к катастрофе. Но конец ли это? Или… В моём конце – моё начало.

Объективизм Айн Рид показывает какое настоящее искусство – разное. Оно проявляется в преобразовании знаний реальности в физическую форму: то, что можно постичь и на что реагирует наше самосознание.

Бытие существует (Existence exists)

Сознание осознано (Сonsciousness is conscious)

Бытие есть тождество (A is A)

(Далее будут минимальные спойлеры и заметки для себя самой, а всем остальным, советую прочитать эту книгу, или хотя бы речь Джона, которая писалась почти два года и она стоит, потраченного на неё времени.)

“Разум — единственное данное человеку средство постижения действительности и единственное руководство к действию.”

Когда вдруг в том вымышленом автором мире, власть слетает с катушек и устанавливает свои правила: “От каждого — по способностям, каждому — по потребностям”, – возникает борьба, настоящая борьба за самих себя. И борьбу эту ведут те, кто познал смысл своего существования. Что предстоит каждому, кто ещё этого не сделал…

“Ум человека — основное орудие его выживания. Жизнь человеку дана, выживание — нет. Тело человеку дано, пища — нет. Мозг ему дан, но ум — нет.

Он должен действовать, чтобы жить, но прежде чем начать действовать, должен понять природу и цель своих действий. Он не может добыть пищу без знаний о ней и способах ее получения. Он не может вырыть яму или построить циклотрон без знания своей цели и способов ее достижения. Чтобы жить, он должен мыслить.

Но любая мысль — это акт выбора. Ключ к пониманию того, что вы так безрассудно называете природой человека, так называемая загадка, с которой вы живете, боясь ее назвать, — это факт, что сознание человека — это акт его воли.

Разум не работает автоматически; мышление — не механический процесс; логические построения не инстинктивны.

Ваша жизнь принадлежит вам и благо состоит в том, чтобы прожить ее.

Человек должен быть человеком по собственному выбору; он должен ценить свою жизнь — согласно собственному выбору; он должен научиться поддерживать эту жизнь — по собственному выбору; он должен понять, что ценно для его жизни, и действовать в соответствии с этими ценностями — по собственному выбору.

Все, что хорошо для жизни разумного существа, есть добро; все, что разрушает ее, есть зло.

Ценность предполагает критерий — цель и необходимость действия перед лицом выбора.

Система ценностей, принятая в результате выбора, есть моральный кодекс.

Вы не обязаны жить; это ваш основной выбор; но если вы выбираете жизнь, вы должны жить так, как подобает человеку, — своим трудом и суждениями своего ума.

Вы не обязаны жить, как подобает человеку; это нравственный выбор. Но иначе вы жить не можете; альтернатива этому — смерть при жизни, то, что вы наблюдаете сами в себе и вокруг себя. Это состояние нежизни, состояние нечеловеческое — ниже животного; такое существо знает только страдание и тяжкую многолетнюю агонию бездумного самоуничтожения.

Для того чтобы жить, человеку следует почитать высшими, основополагающими ценностями следующие: разум, цель, собственное достоинство.

Разум — единственный инструмент познания.
Цель — выбор своего счастья, которого можно достичь с помощью этого инструмента.
Собственное достоинство — нерушимая уверенность в том, что разум способен размышлять и что личность достойна счастья, что значит: достойна жизни.

Эти три ценности подразумевают все остальные человеческие добродетели, а все остальные добродетели входят в эти три; все человеческие добродетели проистекают из соотношения сущности и сознания: разумность, независимость, цельность, честность, справедливость, творчество, гордость.

Независимость есть признание того факта, что на вас лежит ответственность за суждения, и никто вас от этой ответственности не освобождает, никто не будет думать за вас, так же как никто не сможет жить за вас, что отвратительнейшая форма самоунижения и саморазрушения состоит в подчинении собственного разума разуму другого, в признании его власти над вашим разумом, в признании его суждений фактами, его голословных утверждений — истиной, а его указаний — единственным посредником между вашим сознанием и вашим бытием.

Цельность есть признание того факта, что нельзя обмануть собственное сознание, так же как честность есть признание того, что нельзя подделать бытие; что человек есть цельное существо, неделимое целое, обладающее двумя свойствами: материей и сознанием; что разлада между телом и разумом, действием и мыслью, жизнью человека и его убеждениями допускать нельзя — подобно судье, глухому к мнению толпы, человек не может жертвовать своими убеждениями ради желаний других, даже если все человечество умоляет его об этом или угрожает ему.

Мужество и уверенность в себе есть практическая необходимость, мужество — практическая форма верности бытию, верности собственному сознанию.

Честность есть признание того факта, что нереальное нереально и не является ценностью; ни любовь, ни деньги, ни слава не имеют никакой цены, если они достигнуты обманом; попытка завладеть ценностями путем обмана — это попытка возвысить над реальностью тех, кого вы избрали своими жертвами, и в этом случае вы отдаете себя в заклад их слепоте, в рабство их бездумности и бегства от реальности, а их ум, рациональность, восприимчивость становятся для вас врагами, которых вы опасаетесь и избегаете; честность — это нежелание жить в зависимости, в зависимости от глупости других, не менее того, или подобно глупцу, чьим источником ценностей служат еще большие глупцы, которых ему удалось одурачить; признание, что честность есть не общественная обязанность или жертва ради других, но наиболее эгоистичная из человеческих добродетелей…

Счастье — это состояние непротиворечивой радости, радости без чувства вины, без страха наказания, радости, гармонирующей с вашими моральными ценностями, а не ведущей к саморазрушению; это радость от того, что способности разума используются полностью, а не от того, что удалось убежать от своих мыслей; от того, что достигнуты истинные ценности, а не от того, что удалось уйти от реальности; это радость творца, а не пьяницы.

Счастлив может быть лишь разумный человек, человек, преследующий разумные цели, ищущий разумных ценностей и находящий радость лишь в разумных действиях.

Заставлять человека отказаться от своего разума и принять взамен вашу волю, используя вместо доказательства оружие, вместо убеждения ужас, а в качестве самого сильного аргумента смерть, значит пытаться жить вопреки реальности…

Во имя всего лучшего в вас, не оставляйте этот мир худшим. Во имя тех ценностей, которые поддерживают огонь вашей души, не позволяйте, чтобы ваше видение истинного человека искажалось примерами уродливого, дурного, презренного в тех, кто никогда не заслужит высокого звания человека. Не теряйте из виду истинный образ человека,“высоко несущего голову, человека несгибаемого, непреклонного разумом, неустрашимо шагающего в новые дали. Не дайте погаснуть своему костру, берегите каждую искорку своего огня, одиноко горящею в безысходных трясинах приблизительного, несостоявшегося, непроявленного. Не дайте погибнуть герою в вашем сердце, страдающем от мысли, что вы не живете той жизнью, которую заслужили, но не могли получить. Проверьте, тем ли путем вы идете, ту ли ведете борьбу. Мир, к которому вы стремитесь, достижим, он существует, он реален, он возможен, он ваш.

Но чтобы завоевать его, надо посвятить ему всего себя, надо полностью порвать с вашим прошлым миром, покончить с представлением о человеке как о жертвенном животном, существующем ради удовольствия других. Сражайтесь за ценность своей личности. Сражайтесь за то, что является сущностью человека, — за верховенство его разума. Со светлой надеждой и полной уверенностью сражайтесь, зная безусловную свою правоту и веря в нее, ибо ваш нравственный принцип есть принцип жизни, ибо вы ведете бой за все новое, ценное, великое, доброе — за все светлое и радостное на земле.

Вы победите, когда будете готовы произнести клятву, которую я дал самому себе в начале своей борьбы. Для тех, кто хочет знать день моего возвращения, я повторяю ее во всеуслышание: клянусь своей жизнью и любовью к ней, что никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу и не заставлю другого человека жить ради меня.”

“In the name of the best within you, do not sacrifice this world to those who are at its worst. In the name of the values that keep you alive, do not let your vision of people be distorted by the ugly, the cowardly, the mindless in those who have never achieved integrity. Do not lose your knowledge that our proper estate is an upright posture, an intransigent mind and a step that travels unlimited roads. Do not let your fire go out, spark by irreplaceable spark, in the hopeless swamps of the approximate, the not-quite, the not-yet, the not-at-all. Do not let the hero in your soul perish, in lonely frustration for the life you deserved, but have never been able to reach. Check your road and the nature of your battle. The world you desired can be won, it exists, it is real, it’s yours.”

Рэнд, Айн. “Атлант расправил плечи.” 1957

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *